Category: Медицинские советы и статьи

Обмен веществ

Обмен веществ, лежащий в основе всех биологических процессов, с точки зрения современной науки имеет три стороны: вещественную, энергетическую и информационно-регулятивную. С обменом веществ, с совокупностью непрерывных превращений веществ, энергии и информации, протекающих в живой протоплазме, связаны все остальные основные свойства и процессы живого организма. Нарушение обмена веществ, как установлено современной физиологией и патологией, выражается в изменении структуры и функции, что в итоге ведет к нарушению закономерностей взаимодействия между организмом и внешней средой. Считается, что структура как относительно устойчивый способ организации элементов системы, в отношении к функции выступает как внутренняя основа, раскрывающаяся в присущем системе способе поведения (функционирования). Функция всегда приурочена к определенной структуре как к своему носителю, причем любое изменение структуры влечет за собой более или менее глубокое изменение функции и наоборот. Если болезнь представляет собой прижизненное явление, а сущность жизни, по Ф. Энгельсу, заключается в постоянном обмене веществ в виде ассимиляции и диссимиляции, при котором происходит непрерывное самообновление живого тела, то и сущность болезни также заключается в обмене веществ, но количественно и качественно нарушенном и измененном в результате воздействия на организм тех или иных патогенных факторов, окружающей внешней среды. Точнее говоря, сущность болезни заключается в количественно и качественно измененном по сравнению с нормой отношении и взаимодействии ассимиляции и диссимиляции и связанных с ними энергетических и информационных превращении, проявляющихся в изменении структуры и функций организма. Известно, что развитие живого организма начинается с преобладания ассимиляторных процессов над диссимиляторными. В организмах молодых, развивающихся и здоровых ассимиляция превалирует над диссимиляцией, благодаря чему организм растет, увеличивает массу живого тела и развивается, т. е. проходит стадии качественных превращений. Затем это преобладание ассимиляции над диссимиляцией постепенно уменьшается и к определенному периоду жизни исчезает совсем, а в конце развития диссимиляции преобладает ассимиляция.

admin2